Азиатский «фронт»: что стоит за новыми обвинениями Вашингтона в адрес Пекина по Южно-Китайскому морю

Власти КНР раскритиковали госсекретаря США Майкла Помпео за высказывания о незаконности претензий Пекина на ресурсы на дне Южно-Китайского моря, информирует ТАСС.

Соответствующее заявление опубликовано в Twitter на странице посольства КНР в Вашингтоне, рассказал «Стране Советов» онлайн эксперт.

«Позиция Китая по Южно-Китайскому морю является последовательной и четкой. Твердо защищая свой территориальный суверенитет и права и интересы в море, Китай придерживается политики урегулирования споров путем переговоров и совещаний с имеющими к этому непосредственное отношение государствами <…>. США не являются страной, напрямую вовлеченной в данные споры, однако продолжают вмешиваться в этот вопрос», — говорится в документе.

В заявлении утверждалось, что Пекин «прибегает к запугиванию в целях подрыва суверенных прав государств Юго-Восточной Азии в Южно-Китайском море».

Источник: https://sovetov.su

В данной статье мы постарались собрать все основные и актуальные новости из СМИ о данном событии.

Remarks by Spokesperson of the Chinese Embassy on the Statement of the US Department of State on the South China Sea — Embassy of the People's Republic of China in the United States of America

Remarks by Spokesperson of the Chinese Embassy on the Statement of the US Department of State on the South China Sea

On July 13, 2020, the US Department of State issued a statement that disregards the efforts of China and ASEAN countries for peace and stability in the South China Sea, deliberately distorts the facts and international law including the United Nations Convention on the Law of the Sea (UNCLOS), exaggerates the situation in the region and attempts to sow discord between China and other littoral countries. The accusation is completely unjustified. The Chinese side is firmly opposed to it.

China’s position on the South China Sea issue has been consistent and clear-cut. While firmly safeguarding its territorial sovereignty and maritime rights and interests, China has been committed to resolving disputes through negotiation and consultation with countries directly involved, managing differences through rules and mechanisms, and achieving win-win results through mutually beneficial cooperation.

The situation of the South China Sea has remained peaceful and stable and is still improving. China and other littoral countries have maintained dialogue and communication through consultation mechanisms on maritime affairs, and worked to promote cooperation over the South China Sea. Within the framework of fully and effectively implementing the Declaration on the Conduct of Parties in the South China Sea, China and ASEAN countries are advancing the consultation on a Code of Conduct in the South China Sea and are making visible progress.

The United States is not a country directly involved in the disputes. However, it has kept interfering in the issue. Under the pretext of preserving stability, it is flexing muscles, stirring up tension and inciting confrontation in the region. Under the pretext of endorsing rules, it is using UNCLOS to attack China while refusing to ratify the Convention itself. Under the pretext of upholding freedom of navigation and overflight, it is recklessly infringing on other countries’ territorial sea and airspace and throwing its weight around in every sea of the world. We advise the US side to earnestly honor its commitment of not taking sides on the issue of territorial sovereignty, respect regional countries’ efforts for a peaceful and stable South China Sea and stop its attempts to disrupt and sabotage regional peace and stability.

Источник: http://www.china-embassy.org

Пекин прокомментировал заявления США по Южно-Китайскому морю

Необходимо включить куки (Cookies) в настройках вашего браузера. Мы используем cookies, чтобы обеспечить вам лучшее взаимодействие с нашим сайтом, в частности это просмотр видео к новостям, новых программ и прямого эфира телеканала «Звезда». Наш сайт использует cookies в том числе и от сторонних ресурсов, чтобы предоставить наиболее релевантную вам рекламную информацию. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookies.

Предлагаем посмотреть эту страницу на версии сайта для мобильных устройств.

Источник: https://tvzvezda.ru

Помпео как «дирижер» китайско-американского противостояния — Владимир Павленко — ИА REGNUM

Владимир Павленко,14 июля 2020, 21:22 — REGNUM Похоже, что с приближением ноябрьских выборов и ужесточением внутреннего цейтнота, в котором оказался американский президент Дональд Трамп в связи с эпидемией и расовыми волнениями, сам он уже не горит желанием ужесточать противостояние с Китаем. Не до этого. И потому передает инициативу в руки госсекретаря Майка Помпео, который с постоянством, достойным лучшего применения, продолжает нагнетать напряженность, извлекая на свет всё новые и новые сюжеты и превращая их в темы актуальной полемики. Только на днях, подвергнув жесткой критике решение Пекина и Брюсселя активизировать работу над новым двусторонним инвестиционным соглашением, шеф вашингтонской дипломатии обрушился на Китай в связи с вступлением в силу закона о национальной безопасности в Гонконге (Сянгане). При этом Помпео «деликатно» обошел нюансы, связанные с американским и европейским, преимущественно британским, вмешательством в дела автономии на стороне организаторов беспорядков и дестабилизации, которых в этом деле не раз ловили за руку. И вот новый «информационный повод»: на этот раз Помпео возмутился поведением Китая в Южно-Китайском море (ЮКМ), где у Поднебесной имеются споры с соседями вокруг ряда островов и расположенных вокруг них месторождений природных ресурсов.

Назвав претензии КНР на эти территории безосновательными и «совершенно незаконными», госсекретарь обвинил Пекин в проведении многосторонней кампании по запугиванию конкурентов. В том же, что касается полезных ископаемых, забыв о 200-мильной зоне территориальных вод, установленной Конвенцией ООН по морскому праву (1982 г.), Помпео потребовал, чтобы Китай ограничил «притязания» своей береговой линией. Не везде, но «в большинстве частей ЮКМ». По мнению госсекретаря, ссылающегося также на одностороннее решение Постоянного арбитражного суда в Гааге, вынесенного в 2016 году по иску Филиппин, политика Пекина угрожает суверенным правам стран Юго-Восточной Азии (ЮВА), а также — это особенно важно, ниже разберем, почему — «поддержанию свободы судоходства в соответствии с международным правом». Между строк сквозит сильное беспокойство и даже раздражение Вашингтона осуществляемой с 2013 года практикой закрепления Китая в ЮКМ с помощью возведения искусственных островов, на части которых создается аэродромная инфраструктура, пригодная для военных целей. Ранее, рассуждая на эти темы, американские официальные лица уже использовали применительно к ЮКМ, а также к Восточно-Китайскому морю (ВКМ) риторику в стиле приписывания Пекину стремления превратить их во «внутренние акватории» (между делом отметим, что когда Вашингтон начинает апеллировать к международному праву, в памяти сразу же оживает перечень международных организаций и договоров, которые США в последние годы разорвали в одностороннем порядке).

Прежде всего, о каких именно территориях идет речь? В ЮКМ их три: Парасельские острова, архипелаг Спратли и риф Скарборо (китайские наименования Сиша, Наньша и Хуанъянь); еще один спорный вопрос, уже с Японией, — архипелаг Сенкаку (по-китайски Дяоюйдао), который находится в ВКМ. В ЮКМ в споре с Китаем участвуют Филиппины, Вьетнам, Малайзия и Бруней. Ну и между двумя морями — главный «возмутитель регионального спокойствия» в отношениях США и КНР и еще один участник территориальных противоречий в ЮКМ — Тайвань, который США, признающие принцип «одного Китая», формально считают его частью. А фактически ведут в отношении острова даже не двусмысленную, а однозначную политику, направленную на закрепление его отторжения от Китая и превращения в военную базу — свою или «дружественного» режима — против континентального правительства.

Суда Северного морского пути

Nsra.ru

Прежде чем углубиться в разбор вопроса и места США в регионе, весьма далеко отстоящем от американских берегов, укрытом от океана «первой линией» островов, которые с точки зрения физической географии превращают моря в часть континентального шельфа, проведем параллели, призванные облегчить задачу понимания ситуации российскому читателю.

Все мы хорошо знаем, что всё более активно и наступательно США ведут себя и у российских берегов. В частности, Вашингтон выступает за придание «международного» статуса Северному морскому пути (СМП), который, по мере повышения среднегодовой температуры и увеличения продолжительности навигационного периода, становится всё более привлекательным как кратчайший путь международного транспортного и грузового транзита из Европы на Дальний Восток. Аргументы Москвы о том, что акватория, по которой пролегает СМП, является продолжением континентального арктического шельфа нашей страны, американские «стратеги» к сведению не принимают. В полном соответствии с собственными представлениями о пресловутой «американской исключительности» и экстерриториальности мнения США, уступать которому будто бы обязаны все вокруг. В СМИ уже обсуждались «грандиозные» планы кратно нарастить ледокольный флот, в количестве и качестве которого США отстают от России на многие десятилетия, чтобы ликвидировать это отставание и предъявить «материальные» аргументы на свою арктическую долю. И надо понимать, что вслед за ледоколами и торговыми судами в целях их сопровождения и под его ширмой в Арктике, вблизи российских берегов, неминуемо появятся и корабли американских ВМС, что создаст угрозу уже не экономической, а военной безопасности нашей страны.

Точно так же дело обстоит и в ЮКМ. И в ВКМ, о котором Помпео пока не говорил, но это только пока. С той лишь разницей, что, в отличие от СМП, на шельфе этих акваторий пересекаются территориальные воды и интересы нескольких государств. Это важно, но куда важнее другое: США в этом списке нет; формально они — не «заинтересованная» сторона. Поэтому в противостоянии с Китаем Вашингтону приходится апеллировать к «лукавым» аргументам, имеющим отношение к национальной безопасности самих США не большее, чем упомянутый СМП.

7-м флот ВМС США

COMSEVENTHFLT

Но поскольку мы убедились, что вслед за экономической составляющей американской экспансии следует и военная, самое время вспомнить о дислоцированном в дальневосточном регионе 7-м флоте ВМС США. Имея в виду, что в его боевом составе, между прочим, по крайней мере в настоящий момент, находятся сразу три полноценных АУГ — авианосных ударных группы. Эта тема в целом уже раскрывалась раньше, поэтому коротко напомним, что это — прямая угроза очень протяженному и весьма проблемному для защиты и обороны побережью КНР, на территории которого расположены крупнейшие политические и промышленные центры страны, а также проживает более половины ее населения. А теперь представим себе, что китайский авианосец появился в зоне досягаемости палубной авиации, например, от Вашингтона, Нью-Йорка, Филадельфии, Бостона или Сан-Франциско. Или если бы китайские корабли, как у себя под боком, бороздили бы северную Атлантику, например между островами Ньюфаундленд и Гренландия, как это регулярно проделывают американские, устраивая проходы через Тайваньский пролив. Как бы на это отреагировали в Белом доме? В Пентагоне? В НОРАД и НАТО? Понятно как, и эта предсказуемость — наглядная иллюстрация принципа двойных стандартов, к которому США прибегают в оценке собственных действий и действий стран, которые они считают экономическими конкурентами и потенциальными военными противниками.

Но и это не все. Если СМП для России — важная, но не основная транспортная артерия между ЕТР и Дальним Востоком, то для Китая ЮКМ имеет намного более важное значение. Это единственный маршрут транспортировки жизненно важной импортной продукции КНР; через него проходит до 60% всего объема, который Китай получает в ходе международной торговли, в том числе до 80% энергоресурсов, которые перевозятся из зоны Персидского залива. И мощь 7-го американского флота, представляющего собой основную военную силу в регионе, позволяет контролировать этот маршрут, даже не угрожая Пекину перекрытием, скажем, Малаккского пролива, выводящего прямо в ЮКМ из Индийского океана, но вынуждая китайскую сторону постоянно иметь в виду такую угрозу в случае военно-политической эскалации. Это тем более показательно, что любые попытки диверсификации импортных путей, например через построенный с китайским участием пакистанский порт Гвадар «по эту сторону» пролива, США бесцеремонно «отшибают», создавая или поддерживая в соседних странах очаги политической нестабильности и внутренних конфликтов.

Портрет Вудро Вильсона работы Фрэнка Грэма Кутса. 1913

С пониманием того, что недовольство, высказанное Китаю Помпео, связано, мягко говоря, со своеобразным представлением в США о «свободе судоходства», отметим также, что этот тезис является калькой с одного из «Четырнадцати пунктов» (или «принципов») президента Вудро Вильсона, обнародованных еще более столетия назад, в январе 1918 года, вскоре после окончания Первой мировой войны. Смысл и суть этого принципа в том, чтобы США имели «международно признанное» право передвигаться по океанам и морям в любых регионах и направлениях, и никто им не мог предъявить претензий с правовой точки зрения. Что же касается других стран, то подобные «претензии», только сверстанные не по закону, а по политическим «понятиям», прикрытые частными предлогами и экстерриториальной «исключительностью», США всегда могут им предъявить, подкрепив собственной, многократно превосходящей военно-морской мощью. Именно такой «американоцентричный» порядок на морях в мире сложился после распада СССР. Вашингтон он устраивает, и США не терпят на него посягательств. Даже, повторим это, если речь идет об акваториях, удаленных от американских берегов и приближенных к побережью стран, интересы и безопасность которых такой порядок ущемляет.

Другая сторона этой проблемы — действительная ситуация в отношениях стран, ведущих упомянутые территориальные споры. Практически все они, за исключением самого Китая, а также Тайваня, принадлежат к объединению АСЕАН. Специалисты выделяют в нем три группы, две из которых не участвуют в спорах, а в третьей наблюдаются разные подходы к их разрешению. В частности, с одной стороны, переговоры, ведущиеся с Китаем по островным вопросам и окружающей их акватории, не носят тупикового характера и нередко используются для поддержания диалога и развития с Поднебесной взаимовыгодных отношений. С другой стороны, страны АСЕАН, вовлеченные в споры, хорошо понимают, что размен «шила на мыло» ничего не даст, поэтому сторонятся от вовлечения в свои споры с Китаем третьих стран, прежде всего США. В этом их убеждает то, что эскалация конфликта в ЮКМ после спокойных 2000-х годов произошла практически одновременно с «возвращением США в АТР», провозглашенным в 2010—2011 годах при Бараке Обаме. Другой аргумент против принятия «помощи» США — американские претензии на посредничество, которые сразу же были отклонены Пекином. Причем чем сильнее становится Китай, тем больше участники АСЕАН опасаются стать заложником его регионального противостояния с США. Яркий пример — Филиппины, власти которых при президенте Родриго Дутерте, несмотря на участие в споре за архипелаг Спратли (по факту контролируемый Вьетнамом), сблизились с КНР и «попросили» со своих островов американский воинский контингент.

Саммит АСЕАН 2020

Asean.org

Для того, чтобы ввести диалог по территориям в цивилизованное русло, в 2002 году между АСЕАН и Китаем была подписана Пномпеньская декларация поведения в ЮКМ. После того, как она не оправдала возложенных на нее надежд, начался процесс разработки так называемого Кодекса поведения в ЮКМ, первые упоминания о котором в документах самой «десятки» датированы еще 1992 годом.

В настоящее время переговоры по Кодексу по-прежнему идут, но единства по всем вопросам не достигнуто не только между сторонами, но и внутри АСЕАН. В условиях, когда диалог затягивается и приобретает многосторонний характер, стороны в сентябре 2016 года придали ему официальный статус. И подписали на 25-м юбилейном саммите Китай-АСЕАН не только совместное заявление, но и документ со сложным названием «Общее совместное заявление о применении на территории ЮКМ Кодекса поведения при незапланированных контактах на море». Если не детализировать, то по сути это парафирование общих принципов на время дальнейшей работы над итоговым текстом. США не раз вмешивались в этот процесс, но безрезультатно. Квинтэссенцией противоречий стал прошлогодний саммит АСЕАН в Бангкоке, куда Вашингтон прислал третьеразряздную, с точки зрения участников, фигуру президентского советника по вопросам национальной безопасности Роберта О’Брайена. Большинство лидеров «десятки» просто не явились на встречу с ним. А эпидемия коронавируса подвесила, по-видимому, надолго, привезенную О’Брайеном инициативу Трампа провести в Вашингтоне двусторонний саммит США-АСЕАН по примеру китайско-асеановского.

Учитывая все эти обстоятельства, не вызывает сомнений, что нынешнее дипломатическое наступление Помпео на Китай адресовано не только ему, но и участникам АСЕАН — в расчете на то, чтобы спровоцировать между участниками переговоров по Кодексу дополнительные разногласия. Это понимается и в Пекине. В ответном заявлении МИД КНР обстановка в регионе характеризуется как «мирная, стабильная, продолжающая меняться в лучшую сторону». При этом констатируется, что «Китай придерживается политики урегулирования споров путем переговоров и совещаний с имеющими к этому непосредственное отношение государствами», в то время как «США не являются страной, напрямую вовлеченной в данные споры, однако продолжают вмешиваться в этот вопрос».

Встреча Майка Помпео с вице-премьером госсовета КНР Яном Цзечи на Гавайях, 17 июня 2020 года

U.S. Department of State

Представляется, что до президентских выборов в ноябре американский Госдеп и его шеф еще не раз спровоцируют витки двусторонней напряженности. Это не столько инерция, сколько предвыборная логика, не терпящая резких изменений заявленной позиции, чтобы не получить обвинений в «конъюнктуре». Перепоручив конфронтацию с Китаем госсекретарю, Трамп взял паузу до выборов, которые если выиграет и сохранит за собой Белый дом, то использует эту победу для анализа и уточнения многих внешнеполитических позиций. Не исключено, что и этой. Если же Трамп выборы проиграет, то политика США в регионе также претерпит существенные изменения. И поскольку в постоянном ужесточении китайско-американского противостояния ведущая роль всё больше начинает принадлежать стратегии, а «моментом истины» в этом вопросе остается 3 ноября, то, тщательно отслеживая динамику, с окончательными выводами торопиться всё же не стоит.

Источник: https://regnum.ru

Напряжение между США и Китаем нарастает: территориальные претензии разгневали Вашингтон

США не согласны с претензиями Китая на большую часть Южно-Китайского моря. Поднебесная отстаивает свое право на контроль над акваторией в 3,3 млн квадратных километров, а Соединенные Штаты уверены, что это несправедливо по отношению к их традиционным союзникам, таким как Тайвань и Филиппины.

Госсекретарь США Майк Помпео в понедельник, 13 июля, объявил об официальном отказе от признания «большинства» претензий КНР в Южно-Китайском море. Это стало высшей точкой эскалации и без того переживающих далеко не лучшие времена отношений между Вашингтоном и Пекином.

Госсекретарь Соединенных Штатов описывает этот шаг как «укрепление политики США» на этом направлении. Главный американский дипломат заявил, что «претензии Пекина на ресурсы большей части Южно-Китайского моря абсолютно незаконны, как и его кампания запугивания других стран, чтобы контролировать эти ресурсы».

«Мир не позволит Пекину рассматривать Южно-Китайское море как свою морскую империю. Америка поддерживает наших союзников и партнеров из Юго-Восточной Азии в защите их суверенных прав на морские ресурсы в соответствии с их возможностями и обязательствами по международному праву» — заявил Помпео.

Пекин претендует почти на 3,3 миллиона квадратных километров Южно-Китайского моря как на свою суверенную акваторию. За последние несколько лет Китай построил военные укрепления на нескольких островах, чтобы защищать свои интересы в регионе.

На отдельные острова и акватории Южно-Китайского моря претендуют еще несколько стран, которые его окружают: Филиппины, Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Бруней и Тайвань (который в Пекине считают неотъемлемой частью Китая).

Пекин препятствовал коммерческой деятельности (такой как рыболовство или разведка полезных ископаемых) некоторых из этих стран, поскольку Китай считал своей собственностью акваторию, которая, как утверждают представители Поднебесной, принадлежала им в течение сотен лет.

В 2016 году дело даже дошло до суда между государствами: Филиппины судились с Китаем относительно претензий Поднебесной на акватории в Южно-Китайском море. Тогда Третейский суд в Гааге встал на сторону Филиппин. Именно на это решение ссылается Помпео, обосновывая позицию Америки по этому вопросу.

Это единогласное решение суда «отвергло морские претензии КНР как не имеющие под собой никаких оснований в международном праве. Как ранее заявляли Соединенные Штаты и как конкретно предусмотрено в Конвенции, решение Третейского суда в Гааге является окончательным и юридически обязательным для обеих сторон» — отметил Помпео.

Китайское посольство в Вашингтоне резко отреагировало на заявление Помпео, назвав обвинения «совершенно необоснованными». По мнению китайских дипломатов США «искажают факты и международное право, преувеличивают ситуацию в регионе и пытаются посеять раздор между Китаем и другими прибрежными странами». Кроме того, представители Поднебесной отметили, что США непосредственно не участвует в спорах и не имеет своих прямых интересов в Южно-Китайском море.

Эксперты отмечают, что нынешнее столкновение интересов США и Китая можно считать ключевым. Шаг Помпео «довольно значителен», считает Грегори Полинг, старший научный сотрудник по Юго-Восточной Азии и директор Инициативы Asia Maritime Transparency Initiative в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне.

«То, что сказали представители США, заключается в том, что Америка собирается оставаться нейтральной в вопросах того, кому принадлежит какой остров или скала в Южно-Китайском море, но Штаты больше не собираются молчать о незаконных притязаниях Китая на эти воды» объяснил Полинг, добавив, что в прошлом США были «уклончивы» в этом вопросе.

«Такие заявления – большой дипломатический удар. Это позволяет США очень четко назвать деятельность Китая незаконной, не просто дестабилизирующей или бесполезной, а именно незаконной. Это помогает таким американским партнерам, как Вьетнам и Филиппины, и эта позиция будет оказывать давление на другие страны, в том числе на европейские, чтобы они ужесточили свою позицию в этом вопросе» — заявил эксперт.

Источник: https://www.mk.ru

Галина Хованская: Для людей с невысоким доходом нужно строить наемные дома

«Вашингтон будет увеличивать объем помощи странам, находящимся в состоянии территориальных споров с Китаем и, возможно, передислоцирует часть флота из зоны Персидского залива в Южно-Китайское море», – сказал газете ВЗГЛЯД политолог Андрей Кортунов, комментируя попытку США запретить Китаю «распоряжаться Южно-Китайским морем как своей морской империей».

«США никогда не отказывались от присутствия в Южно-Китайском море, – напомнил гендиректор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов. – Очень часто такая позиция носила демонстративный характер, но при этом неоднократно возникали инциденты с опасным сближением американских военных кораблей и китайских судов».

По словам собеседника, при обсуждении территориальных вопросов Китай исходит из того, что все проблемы должны решаться на двустороннем уровне между странами, которые являются субъектами этих споров.

«США, наоборот, пытаются проблему интернационализировать, понимая, что с Пекином в одиночку им спорить трудно. Исходя из этой позиции, Вашингтон будет увеличивать объем помощи странам, находящимся в состоянии территориальных споров с Китаем», – предположил эксперт.

«Очевидно, что и присутствие американского флота в Южно-Китайском море будет нарастать. Возрастет интенсивность учений в партнерстве с государствами региона, потому что для США важны не столько территории, сколько сохранение принципа свободы судоходства. Это традиционный принцип американской политики, которому США следуют на протяжении многих десятилетий», – отметил Кортунов.

«Потому нас ждет очередной виток американо-китайского противостояния», – отметил эксперт. По его словам, США вступают в очень серьезную гонку вооружений с Китаем в сфере военно-морских сил, и выиграть эту гонку Вашингтону будет трудно из-за нехватки ресурсов. «Я думаю, мы увидим передислокацию какой-то части сил ВМС США из зоны Персидского залива в Южно-Китайское море», – предположил гендиректор РСМД.

«В ходе такой эскалации нельзя исключать новых инцидентов, столкновений и жертв. В таком случае предсказать последствия будет трудно. Возможно, мы увидим обострение американо-китайских отношений и в других местах, например, в Тайваньском проливе. Но наиболее запутанная ситуация сейчас именно в Южно-Китайском море, где в конфликт вовлечено наибольшее количество государств», – заключил Кортунов.

Ранее глава Госдепа США Майк Помпео официально объявил ряд территориальных претензий Пекина в Южно-Китайском море незаконными. Как считает Госдеп, у Китая нет юридических оснований для эксклюзивной экономической зоны вокруг рифа Скарборо и островов Спратли, на риф Мисчиф и банку Секонд Томас. Вашингтон не признает китайских претензий на воды за пределами 12-мильной зоны вокруг островов Спратли, а также на воды, оспариваемые Вьетнамом, Малайзией и Индонезией, в частности, на банку Джеймс.

Кроме того, Вашингтон объявил незаконными «любые действия» Китая, которые «угрожают рыболовству или освоению углеводородов другими странами» в регионе. Помпео также заявил, что «мир не позволит Китаю распоряжаться Южно-Китайским морем как своей морской империей». США выразили поддержку союзникам и партнерам в регионе «в защите их суверенных прав на офшорные ресурсы».

Напомним, США отправили в Южно-Китайское море две авианосные ударные группы во главе с авианосцами «Рональд Рейган» и «Нимиц».

В 2016 году палата третейского суда в Гааге по иску Филиппин постановила, что Китай не имеет оснований для территориальных притязаний в Южно-Китайском море.

Территориальные споры в Южно-Китайском море Китай ведет с рядом государств – Брунеем, Вьетнамом, Малайзией и Филиппинами – относительно принадлежности Парасельских островов (Сиша) и архипелага Спратли (Наньша).

Источник: https://vz.ru

Азиатский «фронт»: что стоит за новыми обвинениями Вашингтона в адрес Пекина по Южно-Китайскому морю

Пекин считает неоправданными обвинения со стороны США из-за политики КНР по Южно-Китайскому морю, подчеркнули в китайском посольстве в Вашингтоне. Эксперты считают, что Вашингтон стремится создать в регионе «антикитайский фронт» с участием стран, у которых есть территориальные споры с Пекином.

Госдеп США распространил заявление госсекретаря Майка Помпео, в котором он заявил об усилении политики Вашингтона в отношении Южно-Китайского моря и назвал претензии КНР на ресурсы этого региона «незаконными».

«Пекин использует устрашение, для того чтобы подрывать суверенные права прибрежных государств Юго-Восточной Азии в районе Южно-Китайского моря, насильно отстранять их от морских ресурсов, утверждать одностороннее господство и подменять нормы международного права принципом «сильный всегда прав», — говорится в заявлении Помпео.

Глава Госдепа также отметил, что в 2016 году Морской арбитражный суд отклонил морские претензии КНР и встал на сторону Филиппин.

Таким образом, утверждают в Вашингтоне, Пекин не имеет законных оснований на районы Южно-Китайского моря, которые были признаны частью исключительной экономической зоны Филиппин.

США отвергают любые претензии китайской стороны на воды за пределами 12 морских миль от островов архипелага Спратли и будут считать незаконными попытки КНР помешать государствам заниматься в них рыболовством или добычей природных ископаемых, говорится в заявлении за подписью Помпео.

Также по теме

Спорная навигация: как США пытаются сдерживать влияние Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Пекин осудил проход американского ракетного эсминца USS McCampbell через Тайваньский пролив. Китай неоднократно отмечал, что подобные…

«Мир не позволит Пекину относиться к Южно-Китайскому морю как к своей морской империи. Америка поддерживает своих союзников и партнёров из Юго-Восточной Азии в защите их суверенных прав на морские ресурсы, которые обусловлены их правами и обязанностями в соответствии с международным правом. Мы поддерживаем международное сообщество в деле защиты свободы морей и соблюдения суверенитета, а также отвергаем любые попытки установления принципа «сильный всегда прав» будь то в Южно-Китайском море или во всём регионе», — подчёркивается в заявлении Помпео.

Позицию США уже поддержали в Токио. В ходе пресс-конференции министр иностранных дел Японии Тосимицу Мотэги заявил, что заявление главы Госдепа «свидетельствует о непоколебимой приверженности Соединённых Штатов миру и стабильности в регионе в условиях усложняющейся обстановки в сфере безопасности».

По мнению декана факультета мировой политики МГУ Андрея Сидорова, вместе с недавним введением США санкций против Китая из-за событий в Гонконге подобную линию поведения Госдепа можно расценить как повсеместное политическое давление на Пекин.

«Подобные заявления Госдепа, вкупе с вмешательством в дела Китая из-за Гонконга в виде санкций, можно считать частью общего курса Вашингтона на усиление давления на Пекин. Китай для США является открытой раной, которую американская сторона регулярно посыпает солью. Вашингтон считает себя одним из главных защитников принципа свободы морей, соответственно, Пекин, по его логике, не должен претендовать на доминирование в этом регионе», — отметил эксперт.

Предмет спора

Посольство Китая в США выступило с осуждением заявления Помпео, назвав его обвинения «совершенно неоправданными», и, в свою очередь, отметило, что с помощью такой риторики Вашингтон хочет создать напряжение между Пекином и государствами Юго-Восточной Азии. При этом китайские дипломаты отмечают, что США занимаются подобной деятельностью несмотря на то, что сами не являются стороной территориального спора.

«Соединённые Штаты не вовлечены в эти споры напрямую. Однако они продолжают вмешиваться в решение вопроса. Под предлогом сохранения стабильности они демонстрируют силу, нагнетают напряжённость и провоцируют конфронтацию в регионе», — говорится в заявлении китайской дипмиссии.

В ответе посольства КРН также указывается, что позиция Пекина по вопросу Южно-Китайского моря всегда была последовательной и чётко выраженной.

«Китай решительно защищает свой территориальный суверенитет, а также морские права и интересы и в то же время привержен разрешению споров путём переговоров и консультаций с непосредственно затронутыми странами, урегулированию разногласий через правила и механизмы и достижению обоюдовыгодных результатов за счёт взаимовыгодного сотрудничества», — отмечается в заявлении.

Напомним, предметом спора между Китаем и странами АСЕАН является территориальная принадлежность акватории Южно-Китайского моря и находящаяся в ней группа Парасельских островов (их оспаривают Тайвань, Китай и Вьетнам), а также архипелаг Спратли (на него претендуют Китай, Вьетнам, Тайвань, Малайзия и Филиппины).

Также по теме

Бюджет в море: для чего ВМС США планируют закупить рекордное количество противокорабельных ракет

Новый бюджет Военно-морских сил США на предстоящий финансовый год предусматривает закупку до 2025 года 850 новейших противокорабельных…

Эти острова отличает расположение вблизи важных морских транспортных путей, а на их шельфе были обнаружены большие запасы углеводородов.

Фактически Парасельские острова ещё с 1970-х годов находятся под контролем Китая, а в 1992 году его власти приняли «Закон КНР о территориальных водах и прилегающих к ним зонах», который предусматривает суверенитет азиатской державы над всеми островами Южно-Китайского моря. С 2013 года Китай проводит работы по созданию искусственных островов в регионе.

США не претендуют на расположенные здесь острова, но активно поддерживают страны АСЕАН, которые считают своими региональными партнёрами, а также направляют туда корабли ВМС США, заявляя о приверженности принципу свободного судоходства в этом районе.

Как заявил в беседе с RT руководитель Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН Владимир Батюк, вмешательство США в этот территориальный спор на стороне оппонентов Китая грозит превратить территориальный спор в довольно серьёзный вооружённый конфликт.

«Заявление Помпео идёт в русле американской политики, направленной на то, чтобы создать вокруг Китая санитарный кордон, военно-политический союз, который изолирует КНР», — отметил политолог.

Эксперт отметил, что Пекин уже предпринимает серьёзные усилия по укреплению своих позиций в Южно-Китайском море.

«Дело не только в природных ресурсах Южно-Китайского моря, но и в том, что через него проходит один из основных торговых маршрутов на планете, который связывает Японию и Южную Корею со странами Индо-Тихоокеанского бассейна и Ближнего и Среднего Востока. То, что Пекин контролирует транспортные потоки, не нравится США и их военно-политическим союзникам в регионе», — подчеркнул Владимир Батюк.

По словам директора Института Дальнего Востока РАН Алексея Маслова, США очевидно создают в регионе «антикитайский фронт».

«Самое главное, что этот территориальный спор имеет исторические корни и решать его с помощью Вашингтонской администрации нереально и неправильно. Сейчас США пытаются объединить страны, имеющие территориальный конфликт с Китаем. При этом, несмотря на конфликт, Китай является крупнейшим инвестором в этих странах», — рассказал политолог.

Алексей Маслов отметил, что сейчас у Китая довольно сильная позиция по вопросу принадлежности этих островов и он не считает эту позицию переговорной.

«Проблема ещё в том, что около этих островов проходит половина нефтяных перевозок в Китай, и он хочет иметь над ними контроль. К тому же Китай считает, что эти острова являются ключевыми для защиты южных территорий КНР, поэтому любая уступка означает снижение обороноспособности», — подчеркнул эксперт.

Точка напряжения

Американские корабли регулярно проходят мимо спорных островов в рамках операций по поддержанию свободы навигации. КНР критикует подобные действия, считая их посягательством на свой суверенитет.

Так, в январе 2019 года Пекин заявил официальный протест Вашингтону из-за того, что эсминец McCampbell без разрешения китайской стороны вошёл в акваторию спорных островов. Тогда официальный представитель МИД КНР Лу Кан призвал США прекратить дальнейшие провокационные действия и добавил, что Китай оставляет за собой право принимать все необходимые меры для защиты своей безопасности и суверенитета.

Несмотря на протесты Китая, американская сторона продолжает осуществлять так называемые операции по «свободе навигации», в рамках которых корабли ВМС США заходят в спорные воды. Так, эсминец McCampbell повторил заход в акваторию островов в конце марта этого года.

В начале июля Пентагон направил в Южно-Китайское море авианосцы USS Ronald Reagan и USS Nimitz, в то время как там проводили учения китайские вооружённые силы.

Также по теме

Штормовая угроза: к чему может привести рост напряжённости между США и Китаем в Тихом океане

США продолжат операции по поддержанию «свободы навигации» в Южно-Китайском море, несмотря на недавний инцидент, когда произошло…

Контр-адмирал Джордж М. Уикофф, командир ударной эскадры, в интервью The Wall Street Journal отметил, что данный шаг пошлёт союзникам США в регионе «недвусмысленный сигнал о серьёзности наших намерений в отношении безопасности и стабильности».

В США политики нередко высказывают мнения о том, что эскалация между США и КНР в Южно-Китайском море может перерасти в полноценный конфликт. Так, после отправки в регион двух авианосцев с таким заявлением выступил главный республиканец в подкомитете по Азии в составе комитета палаты представителей по иностранным дела, конгрессмен Тед Йохо.

«Я бы предположил, что в ближайшие три-шесть месяцев произойдёт столкновение», — сообщил политик в интервью изданию Washington Examiner.

Территориальные споры по вопросу разграничения морских пространств довольно трудно поддаются урегулированию, поскольку непросто добиться приемлемого для всех сторон компромисса, отметил в беседе с RT Владимир Батюк.

«США и другие страны разрабатывали сценарии возможного вооружённого конфликта. Однако расчёт показал, что американская сторона в возможном конфликте понесёт такие же потери, как и во время Второй мировой войны на Тихом океане, поэтому сейчас Вашингтон стремится растянуть военно-политическую систему союзов от Японии до Индии, который должен изолировать Китай», — пояснил политолог.

В свою очередь, Алексей Маслов в беседе с RT отметил, что Китай не хочет никакого выраженного конфликта и говорит, что любые конфликты должны решаться дипломатическим путём.

«Но как раз США хотят, чтобы в этой акватории прозвучал хотя бы один выстрел, и тогда можно будет применять совсем другие меры. Я думаю, что ситуация не имеет никакого позитивного решения в ближайшие годы. Единственное, на что может рассчитывать КНР, — это на то, что это всего лишь часть подготовки к экономической сделке с КНР. Тогда всё решится путём экономических договорённостей. Если же это всё-таки многоуровневая атака на позиции КНР во внешнем мире, значит это будет длиться достаточно долго», — заключил эксперт.

Источник: https://russian.rt.com

Смотрите видео: США запретили Китаю распоряжаться Южно Китайским морем

Оцените статью
Добавить комментарий