Кровавая страница польско-украинских отношений. Волынская резня

11 июля 202015:43

В польской столице в субботу, 11 июля, почтили память жертв Волынской резни 1943 года.

Потомки жертв этих преступлений, представители правительства Польши, местных властей, общественных и молодежных организаций собрались у памятника в Волынском сквере в варшавском районе Золибож. Они возложили венки к памятнику жертвам Волынской резни, был дан ружейный салют. От речей на митинге представители властей воздержались.

Памятные мероприятия в этом году проходят без особого размаха, поскольку в воскресенье, 12 июля, состоится второй тур выборов президента Польши.

Ранее в субботу венки были возложены также к памятнику Неизвестному солдату на площади Пилсудского в Варшаве.

Богослужения в память жертв Волынской резни 11 июля проходят в этот день в храмах Польши, пишет РИА Новости.

Волынской резней называют события 1943 года, их кульминацией считается 11 июля: в этот день украинские националисты атаковали одновременно около 150 польских деревень. Тогда погибли, по разным данным, от 100 до 130 тысяч человек. Польские историки расценивают Волынскую резню как геноцид и этническую чистку, украинские исследователи с ними не согласны.

Источник: https://www.vesti.ru

В данной статье мы постарались собрать все основные и актуальные новости из СМИ о данном событии.

Житель Варшавы призвал не политизировать Волынскую резню

imag-2020/4939/image_UoMAFcB8n46vC3lV4C7qxh6.jpg

Житель Варшавы Шимон Кошиковский призвал не политизировать Волынскую резню. Население деревни практически полностью уничтожили украинские националисты.


Когда на село напали украинские националисты, мать была беременна мной. Она сама выжила чудом, спрятавшись в поле. Погиб мой отец, все его братья, практически все родственники, — цитирует его РИА Новости.

Он также подчеркнул, что его родители всю жизнь работали в поле. Они занимались уходом за скотиной и, по словам Кошиковского, ничего не имели против националистов. Во время резни было убито более 400 жителей Гурова. Выжить удалось лишь нескольким десяткам сельчан.

Самое отвратительное, что можно сделать, — это использовать тематику Волынской резни для повышения своего политического рейтинга. Увы, но некоторые как украинские, так и польские политики не могут от этого отказаться и пляшут на костях. Чтобы подобное не повторилось, мы все, наоборот, должны покаяться, помолиться, постараться никогда больше не поднимать национальный вопрос и не допустить повторения, — подытожил он.

Наиболее кровавые события происходили 11 июля 1943 года. В этот день украинские националисты атаковали около 150 польских деревень. Историки расценили этот акт как геноцид и этническую чистку. На сегодняшний день данный вопрос является самым сложным в отношениях Украины и Польши.

NEWS.ru писал ранее, что вице-премьер Польши Яцек Сасин заявил о намерении создать в городе Хелм Институт правды и примирения, а также Музей жертв Волыни.

Источник: https://news.ru

«Такой будет смерть всех ляхов»: 136 способов казни для жертв Волынской резни

В Польше 11 июля отмечается День памяти и скорби по согражданам, которые погибли в ходе антипольской акции украинских националистов, получившей название Волынской резни. О жестокости тех событий написано немало. В Польше собрали воедино список издевательств, которым подвергались жертвы украинского террора. Таковых набралось 136.

Кульминация кровавой расправы случилась ровно 77 лет назад. В трех районах Волынской области УССР отряды Украинской повстанческой армии (УПА, запрещена в РФ) разом атаковали 99 польских поселений, неся смерть сотням ни в чем не повинных семей.

В воскресный день, 11 июля 1943 года, поляки должны были отправиться в костел на традиционную молитву. Этим воспользовались палачи.

Вот какие воспоминания об 11 июля 1943 года сохранил Ян Липиньский. Он жил по соседству с волынским селом Кисилин, где разыгралась одна из драм:

«…Когда поляки собрались на мессу в кисилинском костеле, украинцы атаковали его и начали стрелять в молящихся через главные двери святыни. Части поляков удалось спрятаться в доме священника… Всех остальных украинцы убили. Они сначала приказали им раздеться догола. Потом расстреляли их из пулемета. Раненых добивали при помощи различных инструментов».

До сих пор ведется дискуссия о числе погибших в событиях 1943–1945 годов. Авторитетный польский исследователь «волынской трагедии» Гжегож Мотыка называет такую цифру: сто тысяч человек.

Одно из первых зверств украинских националистов описал в своих воспоминаниях боец местной польской самообороны на Волыни Чеслав Пиотровский. События имели место 8 февраля 1943 года в местечке Бутейки, где были убиты шесть человек, включая двухлетнего ребенка и беременную женщину.

«Всем жертвам накрепко связали колючей проволокой руки сзади и ноги, перенесли в зал огромный пень для колки дров и при свете нескольких керосиновых ламп на этом пне всем по очереди отрубили головы… В залитый кровью пень была воткнута на проволоке написанная на белой бумаге записка на украинском языке: "Такой будет смерть всех ляхов"».

Волынская резня оставляет у всех людей, которые прикасались к этой теме, много вопросов. Одни из самых распространенных: откуда у украинских националистов взялась такая жестокость по отношению к польским крестьянам, с которыми они столетиями жили по соседству?

Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Никакие исторические обиды не могут оправдать зверство и то остервенение, с которым бандеровцы и другие откровенные бандиты, прикрывавшиеся украинской национальной идеей, резали своих вчерашних соседей.

Нет четкого объяснения этим преступлениям и в научной литературе Украины; проще о них умолчать или переложить вину на кого-нибудь еще. Однако утаить правду не удается: сохранилось много страшных воспоминаний тех кровавых событий.

Польский исследователь Александр Корман, родившийся в Западной Украине и переживший описываемые события, издал книгу-фотоальбом, где запечатлены жертвы со следами жестоких пыток и казней. От взгляда на некоторые из этих снимков может не выдержать психика. Этот автор свел воедино список всех бесчеловечных пыток, которые практиковали украинские националисты в отношении польского населения Волыни, а затем Галиции и юго-востока Польши. Всего Корман насчитал 136 видов пыток и казней, отмеченных в источниках и исследованиях.

Здесь можно найти самые разные способы членовредительства — от отрубания конечностей, нанесения колотых и резаных ран до сложных извращенных процедур, представить которые просто невообразимо в ХХI веке.

Вот только некоторые из отмеченных Александром Корманом. Под цифрой 46 в этом списке значится «Разрезание живота беременной женщине, помещение вместо плода, например, живого кота или собаки, затем зашивание живота». Эта дикость имела разные варианты: вместо животных в живот могли залить кипяток или насыпать битого стекла.

Приводится в списке целый ряд казней и пыток для детей. Например, прибивание ножом к столу за язык маленького ребенка, так, чтобы он ногами не касался пола.

Описан случай, когда к возу привязывали за одну ногу мать, а за другую к ней привязывали старшего ребенка, далее таким же способом двух младших. Так изверги волокли несчастную семью по улицам.

Из многочисленных свидетельств следует, что зачастую именно женщины, старики и дети находились в центре удара украинских националистов.

Так описал внутренний интерьер дома своих родственников житель Волыни Зыгмунт Магуза:

«Лежал труп бабушки и порубленные останки маленькой Вероники. Дед лежал в комнате. Все было в крови… Бабушку убили топором, так же, как и Веронику. Убивали их ударами в спину, разрубая на куски. Дедушку палач, после того как застрелил, не порубил, но обухом топора вбил ему голову прямо до плеч».

А такое свидетельство оставил очевидец последствий погрома в местечке Манево уже в Подкарпатском воеводстве Польше в 1944 году:

«Везде на полу и на стенах была кровь. Тела были изуродованы и продырявлены ножами, более того, у женщин были отрезаны груди».

В описании казней часто фигурирует сельскохозяйственный инвентарь. Это связано с тем, что к своим акциям члены ОУН-УПА (обе организации запрещены в РФ) привлекали, в том числе принудительно, широкие массы местного украинского крестьянства. Польский историк Гжегож Мотыка объясняет это тем, что по задумке оуновского руководства эта массовость должна была создать видимость всеукраинского характера антипольского движения, всенародной ненависти к полякам. Поэтому не удивляет обилие жестоких казней с использованием вил, топоров, пил и кос. С помощью орудий крестьянского труда изверги разрезали жертв от паха до горла, насаживали на вилы, рубили на куски.

В числе казней, описанных в источниках, присутствует использование домашнего скота. Например, жертве разрезали живот, засыпали внутрь корм для голодных свиней, которые съедали его вместе с внутренностями человека.

А вот каким нашел свой дом житель села Грабовцы Тернопольской области после «визита» украинских националистов:

«…Утром обнаружил во дворе останки моего отца. Он лежал возле пня, служившего для колки дров, и у него было перерезано горло. Свою мать я нашел в доме. У нее были следы ударов от молотка или чего-то подобного на голове, а на горле колотая сквозная рана от штыка. Сестра Елена получила глубокий удар топором в голову, такой, что убийца оставил в ней топор. Младший из братьев, двухлетний Эдик, лежал весь в крови с размозженной головкой и вбитым в грудь ножом».

После истязаний некоторых жертв палачи оставляли в живых. Толпы изувеченных людей на улицах Владимира-Волынского увидел уже упоминавшийся Зыгмунт Магуза:

«Когда я прибыл во Владимир, он уже был переполнен беженцами. Они представляли страшный вид. Они были в крови, с отрубленными руками, а некоторые — с выколотыми глазами».

Для новобранцев УПА убийство поляка было своего рода пропуском в ряды украинских националистов.

Отдельные выходцы из смешанных украинско-польских семей в качестве такого обряда инициации убивали своих родных: мать-польку или отца-поляка, жену или ребенка.

Некоторым казням в принципе также была присуща обрядовость. Описаны случаи сжигания людей на кострах, вокруг которых украинские девушки пели и танцевали под звуки гармони.

Есть факты, которые говорят, что после жестоких казней палачи продолжали издеваться над телами своих жертв. Описаны случаи, когда части тел развешивали снаружи домов или по деревьям, для того чтобы еще больше запугать местное население. Некоторые привязывали останки замученных жертв к телегам и разъезжали по окрестным селам. Бывало, отрубленные головы служили вместо мяча украинским детям.

Волынская резня до сих пор является одной из незаживающих ран в украинско-польских отношениях. Интерес к этой теме в Польше не пропадает.

Ежегодно там издаются новые книги воспоминаний и исследований, до сих пор обсуждается вышедший в 2016 году на экраны фильм «Волынь» режиссера Войцеха Смажовского.

События 1943 года лежат в основе конфликта исторической памяти между официальными Украиной и Польшей. Одна сторона героизирует деятелей ОУП-УПА, другая признает их действия в отношении польских граждан геноцидом. Официальные власти Киева и Варшавы заявляют о необходимости преодолеть эту проблему.

Остается вопрос: смогут ли поляки забыть этот страшный кошмар и протянуть руку людям, считающим их палачей героями?

Источник: https://www.rubaltic.ru

В Польше проходит День памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами — Общество — ТАСС

ВАРШАВА, 11 июля. /ТАСС/. Жители Польши в День памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами против граждан республики, вспоминают погибших 77 лет назад в Волынской резне соотечественников. Мероприятия проходят в субботу в польской столице у памятника жертвам Волынской резни, а также в других городах страны.

"Трагические события тех лет должны оставаться в памяти будущих поколений", — указал в ходе церемонии возложения венков к памятнику в Варшаве ее ведущий, напомнив, что большинство погибших в те годы не были достойно похоронены. По его словам, по разным данным, жертвами Волынской резни стали около 100 тыс. человек, однако точное число погибших не установлено.

Во время Второй мировой войны, в феврале 1943 года, украинские националисты начали акцию по уничтожению польского населения Волыни. Кульминации карательные операции достигли 11 июля 1943 года, когда отряды ОУН-УПА (Организация украинских националистов — Украинская повстанческая армия, запрещена в РФ) атаковали около 100 польских населенных пунктов. Жертвами стали главным образом женщины, дети и старики. Эти события получили название Волынской резни.

Четыре года назад польский парламент учредил 11 июля Национальный день памяти жертв геноцида. Как правило, памятные мероприятия по случаю этой даты проходят по всей стране: проводятся лекции, встречи, выставки, посвященные трагической судьбе поляков на Волыни.

Организация украинских националистов — ультраправая политическая организация, действовавшая в основном на территории Западной Украины. Для достижения поставленной цели — создания самостоятельной Украины — ОУН ориентировалась на использование экстремистских средств, в том числе террористических актов. В годы Второй мировой войны ОУН в сотрудничестве с немецкими разведывательными органами начала борьбу против советской власти. В 1943 году она организовала Украинскую повстанческую армию.

Источник: https://tass.ru

В Польше поминают жертв украинских карателей в годовщину Волынской резни

Церковные богослужения в национальный День памяти жертв геноцида поляков украинскими националистами проходят сегодня по всей Польше, 11 июля сообщает телеканал TVP.Info.

Уничтожение поляков на территории Западной Украины началось в марте 1943 года. 11 и 12 июля украинские каратели ОУН-УПА (организация, деятельность которой запрещена в РФ) начали акции устрашения одновременно в 150 населенных пунктах, где проживали поляки. Каратели действовали с особой жестокостью — людей сжигали заживо, бросали живьем в колодцы, отрубали части тел топорами и кололи вилами, долго и изощренно пытали. Женщин перед этим насиловали. Не щадили ни стариков, ни детей.

В результате карательных операций, на Волыни и в Восточной Галиции были уничтожены около 100 тысяч человек.

По мнению историка и члена совета Института национальной памяти Польши Гжегожа Мотыки, цель украинских карателей состояла в том, чтобы уничтожить всё польское население региона.

«Хотя антипольская кампания была этнической чисткой, она также соответствует определению геноцида», — заявил Мотыка.

В годовщину трагедии, Институт национальной памяти Польши создал базу данных о преступлениях ОУН-УПА (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и выложил ее на сайте zbrodniawolynska.pl. Сейчас там находятся около 17 тысяч записей о преступлениях бандеровцев (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

Источник: https://rossaprimavera.ru

Кровавая страница польско-украинских отношений. Волынская резня

Польский Сейм квалифицирует Волынскую резню как геноцид польского населения. Однако Украинская повстанческая армия (УПА) убивала и украинцев, оказывающих помощь полякам, и требовала от украинцев, имеющих смешанную семью, убийства их ближайших родственников-поляков. Массовое насилие над украинским населением началось с марта 1943 года, пик пришелся на середину июля.

Белжец. Памятник полякам, убитым националистами из УПА в 1944 году. Фото: Wikimedia Commons / AHarmonyA / CC BY-SA 4.0

Польско-украинские отношения никогда не были безоблачными. Обострение в первой половине XX века было связано с национальной ситуацией во Второй Польской Республике. Парижская мирная конференция 1919 года позволила Польше оккупировать Галичину, а Рижский мирный договор 1921 закрепил присоединение Галичины к Польше вопреки воле украинского освободительного движения.

Польское правительство рассматривало Галицию и Волынь как исконно польские земли и стремилось усилить здесь свое влияние. Для этого поляков переселяли на Волынь на земли, которые были отобраны у местных украинцев, проводилась радикальная полонизация территории, происходило разрушение украинских храмов. Все это привело к радикализации польско-украинских отношений, в частности это отразилось и в террористической деятельности Организации украинских националистов (ОУН) в 1930-х годах. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны украинские националисты уже подошли с предубеждением против Польши, которая рассматривалась ими как извечный враг.

Весной 1943 года на Волыни, оккупированной немецкими войсками, начались масштабные этнические чистки. Акцию проводили не нацисты, а боевики Организации украинских националистов (с мая 1943 года она стала называться Украинская повстанческая армия (УПА), стремившиеся «очистить» территорию Волыни от польского населения. Украинские националисты выдвигали польскому селу ультиматум, чтобы жители покинули место проживания. В случае невыполнения приказа покинуть деревню все ее население уничтожалось, а сама деревня сжигалась. Села палили без предупреждений, чтобы жители не успели подготовиться к обороне. Убивали всех — женщин, стариков, детей, грудных младенцев. На месте польских сел оставались лишь обгоревшие развалины.

Украинским националистам противились местные отряды Армии Крайовой, пытающиеся «застолбить территорию Польши» при послевоенном переделе мира. Это послужило причиной того, что в жертвах польского населения некоторые украинские историки обвиняют Армию Крайову. Нападения УПА на польские села рассматриваются этими историками в качестве превентивной меры, призванной предупредить, якобы планировавшиеся Армией Крайовой действия.

Пик резни пришелся на середину лета 1943 года. Наиболее крупная акция была проведена 11-12 июля 1943-го, когда одновременно нападению подверглись около 150 населенных пунктов, где проживали поляки. По некоторым данным в июле 1943 года на Волыни погибло более 10 тысяч поляков.

Выступления против поляков продолжались и позднее. Новый пик нападений на польские села пришелся на конец декабря — начало января 1943-1944 годов. Большое количество атак было совершено на католическое Рождество. Одновременно с поляками под удар УПА попали и евреи. Точное число жертв неизвестно. По некоторым данным, число евреев, убитых непосредственно УПА, не превышает 1-2 тысячи, при этом большая их часть погибла именно на Волыни в 1943 году.

В ходе проведенного в Польше исследования «Карта» установлено, что в результате действий УПА-ОУН, в которых принимала участие часть местного украинского населения и некоторые отряды украинских националистов других течений, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36 500 – 36 750 человек, у которых были установлены имена и места гибели. Кроме того, тем же исследованием было насчитано от 13 500 до более чем 23 000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

Источник: https://spbvedomosti.ru

Смотрите видео: Сталин сказал: Хочу говорит, Украину отдать Германии и война закончится!

Оцените статью
Добавить комментарий