Магия Морриконе: «Профессионал», «Однажды в Америке» и другие шедевры

Рим,6 июля 2020, 10:20 — REGNUM Известный итальянский композитор, дирижёр и аранжировщик Эннио Морриконе умер в Риме в возрасте 91 года. Об этом 6 июля сообщает газета la Repubblica.

По данным издания, несколько дней назад композитор упал и сломал бедренную кость. Он скончался в больнице и до последнего мгновения сохранял полную ясность рассудка.

Напомним, Эннио Морриконе родился 10 ноября 1928 года в семье известного джазового трубача Марио Морриконе в Риме. Он был известен написанием музыки к кинофильмам и за годы творчества стал автором свыше 400 саундтреков. В числе его самых известных работ входят музыка к фильму «Хороший, плохой, злой» Серджо Леоне с Клинтом Иствудом в главной роли и к его же драмам «Однажды на Диком Западе» и «Однажды в Америке», а также к фильму Жоржа Лотнера «Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли.

Кроме этого, композитор награжден двумя премиями «Оскар» — за выдающиеся заслуги в кинематографе (в 2007 году) и за лучшую музыку к картине Квентина Тарантино «Омерзительная восьмёрка» (в 2016 году).

Источник: https://regnum.ru

В данной статье мы постарались собрать все основные и актуальные новости из СМИ о данном событии.

Он писал музыку к фильмам Тарантино, Леоне и Пазолини. Умер Эннио Морриконе : Кино: Культура: Lenta.ru

6 июля ушел из жизни один из самых известных и плодовитых кинокомпозиторов мира — Эннио Морриконе скончался в возрасте 91 года в одной из больниц Рима. Он был госпитализирован несколькими днями ранее после падения, в результате которого сломал бедренную кость. Прозванный за вклад в искусство «Маэстро», Морриконе работал над сотнями фильмов, писал музыку для поп-звезд и экспериментальных проектов. «Лента.ру» вспоминает заслуги именитого композитора и рассказывает о его вкладе в искусство.

Первая слава в мире кино пришла к Морриконе благодаря спагетти-вестернам — он написал музыку для самых известных в жанре фильмов Серджо Леоне, с которым в школе учился в одном классе. Его произведения звучат, в частности, в лентах «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе», «За пригоршню динамита». Впрочем, к концу карьеры композитор не любил вспоминать эти работы, которые ему попросту надоели.

Лучшей своей работой Морриконе считал еще одну коллаборацию с Леоне — в гангстерской картине «Однажды в Америке».

Если кто-то из композиторов и попробовал себя во всех киножанрах, то именно Морриконе — он написал саундтреки к таким фильмам, как «Декамерон», «Сало, или 120 дней Содома» и «Кентерберийские рассказы» Пьера Паоло Пазолини, «Перед революцией» и «Луна» Бернардо Бертолуччи, «Легенда о пианисте» и «Малена» Джузеппе Торнаторе, «Изгоняющий дьявола 2» Джона Бурмена, «Свяжи меня!» Педро Альмодовара, «Лолита» Эдриана Лайна, «Неприкасаемые» Брайана Де Пальмы, «Призрак Оперы» Дарио Ардженто. Композитор предпочитал писать музыку еще до начала съемок — для режиссера и актеров, — таким образом, возможно, влияя и на саму работу над картиной.

Работы Морриконе оказали явное влияние на Квентина Тарантино — тот использовал музыку композитора в «Убить Билла» и «Бесславных ублюдках», а позже даже пригласил Морриконе написать саундтреки к лентам «Джанго освобожденный» и «Омерзительная восьмерка». За работу над последним фильмом он получил премию «Оскар» за лучший саундтрек. Всего наград киноакадемии у Морриконе было преступно мало — еще одну, почетную, он получил в 2007 году «за вклад в киноискусство». Помимо этого, музыкант стал девятикратным лауреатом премии «Давид ди Донателло», трехкратным обладателем «Золотого глобуса», а также получил множество премий и орденов от правительства Итальянской Республики. Морриконе получил три музыкальные премии «Грэмми».

Его композиция Chi Mai, написанная в 1971 году, прозвучала в фильмах «Магдалена», «Встреча» и в триллере «Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли. Трек стал международным хитом. Среди других известных музыкальных произведений Морриконе — The Ecstasy of Gold из «Хороший, плохой, злой», Se Telefonando в исполнении певицы Мины, Here's to You из «Сакко и Ванцетти», Gabriel's Oboe из фильма «Миссия» Ролана Жоффе.

Религиозная тематика также не прошла мимо Морриконе — его музыка звучит в экранизациях библейских притч «Иона, который жил в чреве кита», «Иосиф» и «Авраам». Среди его работ есть также и научно-фантастические блокбастеры («Миссия на Марс» Де Пальмы), мелодрамы («Дни жатвы» Терренса Малика), фэнтезийные картины («Рыжая Соня» Ричарда Флейшера с Бригиттой Нильсен и Арнольдом Шварценеггером), экранизации классики («Гамлет» Франко Дзеффирелли), политические драмы («Сакко и Ванцетти» Джулиано Монтальдо, «И… как Икар» Анри Вернея), драмы военные («Время убивать» Джулиано Монтальдо и «Убийство в Риме» Джорджа Пана Косматоса) и многое другое. Всего за свою карьеру он написал музыку более чем для 500 кинофильмов и сериалов, экспериментируя с разнообразными жанрами — даже создал электронный саундтрек к фильму «Нечто» Джона Карпентера.

Отметился Морриконе и в работах российских режиссеров — он создал саундтрек к вольнейшей интерпретации национальной трагедии с подлодкой «Курск» «72 метра» Владимира Хотиненко. Также он работал над итало-югославской экранизацией романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», снятой режиссером Александром Петровичем.

Конечно же, для композитора таких масштабов было бы чрезвычайно тесно работать лишь в кинематографе. Морриконе создавал композиции для таких исполнителей, как Шарль Азнавур, Мильва, Пол Анка, Мина, Дзуккеро, Демис Руссос, Франсуаза Арди и Андреа Бочелли, сотрудничал с синти-поп-дуэтом Pet Shop Boys. Число работ и коллабораций Морриконе настолько массивно, что композитору едва ли удавалось упомнить все. К примеру, к 85 годам в интервью он заявил, что не знает, кто такой Моррисси — при том, что с британским музыкантом он написал песню Dear God Please Help Me. О влиянии творчества композитора на свою музыку такие группы, как Muse, Metallica и Radiohead.

Еще до звездной карьеры, в 1950-х Морриконе выступал с различными джазовыми группами, играя на трубе. Годы спустя он вновь взялся за инструмент ради коллаборации с авангардистами Gruppo di Improvvisazione Nuova Consonanza. Композитор к концу жизни жалел, что его знают по музыке к фильмам, а не по его экспериментальным музыкальным проектам.

Источник: https://lenta.ru

Человек с гармонией: умер Эннио Морриконе

Печальная новость пришла утром 6 июля из Рима: после полученной при падении в собственном доме травмы на 92-м году жизни скончался Эннио Морриконе. Казалось, он был с нами рядом всегда — и всегда будет. Теперь нам останется лишь его музыка. «Известия» вспоминают одного из самых известных широкой публике «серьезных» композиторов ХХ столетия, оставившего свой неизгладимый след в кинематографе.

К его жизни, долгой, размеренной и до самых последних дней заполненной работой, так и напрашивается какой-нибудь штамп в духе «музыка стала его судьбой», «человек искусства», «не от мира сего». В общем и целом они действительно будут верны: Морриконе начал сочинять музыку в возрасте шести лет и не переставал более никогда. Он закончил три курса (композиция, аранжировка и труба) в наипрестижнейшей академии «Санта-Чечилия», став, таким образом, почти универсалом в избранной им области. И даже сделавшись одним из столпов киномузыки по обе стороны Атлантики, он не любил ни пышных церемоний в Голливуде, ни претенциозных арт-сборищ Старого Света. Собственно, большую часть времени ему было просто некогда: он работал.

Иронично, конечно, что настоящим, вдохновленным свыше творчеством Морриконе считал те примерно пять процентов сочиненной им музыки, которую ему приходилось издавать часто за собственный счет, — произведения, рассчитанные на искушенного и взыскательного слушателя, а не на завсегдатаев кинотеатров. Один из тех, кто счастливо сочетает в себе оба этих свойства, итальянский режиссер и киноман Джузеппе Торнаторе как-то заметил: «Морриконе — не великий кинокомпозитор, он просто великий композитор» — и был совершенно прав. Хотя бы потому, что лишь истинно великий автор может делиться частью своего гения, и работая в сугубо утилитарной сфере. Так, Моцарт когда-то не гнушался сочинять мелодии для каминных часов с боем.

Эннио Морриконе был ярчайшим композитором. Нам казалось, что он будет жить вечно и вечно будет писать музыку для кино. Иной раз мы слышим музыку и даже не знаем, что она написана им. Я считаю его главным кинокомпозитором в мире. Он писал в год для 10, а то и для 20 фильмов, а моя норма, например , 1-2 фильма. Понятно, что есть среди них и рядовые работы, которые не замечали. Но творческие удачи были заметны моментально.Он сотрудничал с великими режиссерами. Его пригласил Квентин Тарантино на картину «Омерзительная восьмерка». За нее Эннио получил свой Оскар.Эннио Морриконе часто приезжал в Москву. И всегда выступал у нас с симфоническим оркестром. Мне казалось, что он очень любил нашу столицу. У него были здесь друзья.Сейчас среди композиторов кино есть востребованные индустрией. Но музыку они пишут с помощью компьютеров, используя матрицы. А вот такого мощного, плодовитого оркестрового композитора, знавшего возможности каждого инструмента, больше нет…

Эннио Морриконе в студии на записи музыки к фильму «Изгоняющий дьвола 2», Лос-Анджелес, 1977 год

Морриконе так же вкладывал всю свою душу в работу, и когда в ранней консерваторской юности подрабатывал трубачом в джаз-бандах на танцплощадках, и когда сочинял музыку к довольно бессмысленным безделицам производства студии «Чинечитта», оставшимся в истории кинематографа парой десятков строк в базе IMDb и парой треков на одном из многочисленных сборников маэстро.

Морриконе, владевший самыми разными композиторскими техниками, но в своей «пятипроцентной» работе тяготевший к фри-джазу (в составе Gruppo di Improvvisazione Nuova Consonanza, первого в истории коллектива композиторов-импровизаторов) и к musique concrete, активно использовал эти странные и чуждые для неподготовленного уха веяния в своей киномузыке, и почти непременно с успехом. Он никоим образом не считал те 95 процентов своего творчества, что принесли ему славу и успех, чем-то побочным, не заслуживающим внимания — он относился к этой своей ипостаси с той же серьезностью, что и к работе, рассчитанной на happy few. «Я не хочу сказать, что моя киномузыка бессмысленна или банальна. Просто она сочиняется для простых нужд: кино должно быть понятно аудитории, которая может не разбираться в сложной музыке», — говорил композитор в 2016 году в интервью британской The Guardian.

Его киномузыка во многих случаях надолго переживала фильмы, для которых она была сочинена. Кто сейчас, кроме отчаянных синефилов, особо помнит «Маддалену» Кавалеровича или «Профессионала» Лотнера? А вот тему Chi Mai, прозвучавшую в обоих фильмах, способен худо-бедно насвистать почти каждый. Секрет, возможно, в том, что в отличие от большинства коллег Морриконе никогда не писал музыку под фильм. Он получал заказ и сдавал режиссеру готовый саундтрек еще до окончания съемок. Как то ли оправдывался, то ли шутил сам композитор, «Бетховен же не писал музыку под конкретный зал; если сочиненная музыка не подходила залу, ее там просто не исполняли».

Это колоссальная утрата для мира музыки и культуры в целом. Эннио Морриконе, конечно, великий композитор. Он выдающийся мелодист, и его вклад в киномузыку был настолько ярким, что у него появилось много подражателей. Многие его приемы потом фигурировали в творчестве других авторов.Мне приходилось дирижировать его партитурами. И могу сказать, что они безукоризненны. В них кажущаяся простота, и в то же время постоянно ловишь себя на мысли: как же он так сделал, почему я не додумался до этого? С самим Морриконе мне тоже посчастливилось встретиться и наблюдать, как он работал. Приехав в Россию, маэстро дирижировал Оркестром имени Ю. В. Силантьева, который я возглавляю. Он был уже в достаточно серьезном возрасте, но работал очень скрупулезно, и я, сидя на репетиции, многое открывал для себя, учился. Когда смотришь, как великие работают — это впечатление на всю жизнь.В общении он был вежлив, но очень немногословен и сосредоточен на художественной задаче. Весь в своей музыке.

Эннио Морриконе, 80-ые

От его музыки, впрочем, не отказывался, кажется, никто. Волей-неволей кинотворцам приходилось адаптироваться под мелодический дар великого итальянца, и, возможно, только эта необходимость спасла от полного фиаско многие из тех 400 с лишним картин, над которыми работал Морриконе. Те же, что в спасении не нуждались, все равно трудно представить себе без его музыки: «Хороший, плохой, злой» без «Темы золота» или «Однажды на Диком Западе» без «Человека с гармоникой» останутся великими фильмами, но совершенно другими. Кстати, стоит заметить, что Морриконе очень не любил, когда его называли «композитором вестернов», справедливо указывая, что в его обширном портфолио фильмов такого рода не более тридцати (зато каких, заметим мы в скобках!)

При всей своей любви к передовым композиторским техникам и направлениям, Морриконе был нарочито воинствующе старомоден. Он не любил дальних перелетов («может, я и соглашусь поехать с концертами в Америку, но только за очень большие деньги»). В эпоху, когда большинство его коллег (и работающих на элитарную аудиторию, и кинокомпозиторов) вовсю упрощали себе задачи, используя компьютерные технологии, он, словно великие предшественники, пользовался нотной бумагой и карандашом.

Мне посчастливилось работать с этим великим композитором над фильмом «72 метра». Интересно, что это единственный, исключительный случай в моей жизни, когда в процессе съемок у меня вообще не было идеи для музыки. И вот я уже смонтировал картину, продюсеры просили меня показать материал, но откуда взять музыку? Беру с полки первый попавшийся диск. На нем — саундтрек Эннио Морриконе к ленте «Малена», которую я тогда еще не видел. Я поставил запись и вдруг понял, что это идеальный вариант для моего кино! Помню, всю ночь не спал, ждал, когда в монтажной соединят звук с изображением.Я не знал, что мне делать, ведь о том, чтобы музыку для моего кино написал сам Эннио Морриконе, я и не мечтал. Но продюсеры оказались менее пессимистичными. Увидев материал, они попросили меня написать композитору письмо.Я долго размышлял, какие слова подобрать. Тогда мы с моей женой решили, что напишем ему очень короткое письмо. До сих его помню: «Здравствуйте, Эннио, я режиссер из России Владимир Хотиненко, снимаю фильм про гибель подводной лодки. В вашей музыке есть красота и надежда, и это именно то, что нужно для моей картины и моей страны». Сработало.Уже в процессе работы объясняли ему, что снимаем фильм не про «Курск». Но память о трагедии тогда еще была свежа, и Морриконе с его женой переживали за погибших на подлодке ребят так, как будто это были их собственные дети. Мне сложно описать, как глубоко они восприняли эту трагедию. Думаю, что музыка к картине получилась такой пронзительной и точной именно потому, что Эннио писал ее, думая о погибших на «Курске». Он сочинял в их честь.

Композитор-электронщик Пол Хартнолл, бравший интервью у мэтра в конце 1990-х, столкнулся с искренним непониманием со стороны тогда уже великого и уже старца, предположив, что тот начинает день, сочиняя мелодии за роялем. «Я композитор, я пишу ноты на бумаге. А вы делаете как-то иначе, молодой человек?» — спросил Морриконе. Пристыженный Хартнолл признался, что не знает нотной грамоты.

Эннио Морриконе дирижирует Римским симфоническим оркестром, 2016 год

Сочинения Морриконе мы слушаем и будем слушать, причем не только в фильмах, но и отдельно от них.Он сумел банальные вещи выразить очень оригинальным, ярким способом. Безусловно, он повлиял и на меня, и на многих композиторов, которые работают в кино, потому что он был законодателем моды, хотя и не создал какой-то новый стиль. Его музыка очень проста с точки зрения мировой симфонической культуры, и в то же время она запоминается и прекрасно «работает» вместе с кино. Это настоящая киномузыка, которая помогает двигать драматургию фильма. Он всегда очень тонко это чувствовал и создавал своей музыкой то самое настроение, которое необходимо в данный момент сюжета. А иногда — и формировал настроение всего фильма, как в «Профессионале» с Жан-Полем Бельмондо. Там одна музыкальная тема задает тон всему.Конечно, уход маэстро — огромная потеря. И вместе с тем, я надеюсь, что его музыкальные идеи теперь будут развивать новые поколения композиторов.

И, возможно, именно в этом смысле уход Морриконе — это и уход одного из последних могикан старой культуры, требовавшей и от гения «пяти процентов вдохновения и 95 — потения». Конец ХХ столетия вывел на авансцену и в топовые строчки платежных ведомостей нахальных дилетантов, часто способных, изредка гениальных, но все же лишенных того систематического, дисциплинированного дара, каким обладали великие творцы прошлого. Эннио Морриконе был одним из последних героев такой, совсем немассовой культуры, несшим ее самым простым людям 60 с лишним лет.

Источник: https://iz.ru

Магия Морриконе: «Профессионал», «Однажды в Америке» и другие шедевры

Печальная новость для поклонников Эннио Морриконе: в одной из клиник Рима на 92-м году оборвалась жизнь гениального композитора.

Его волшебная музыка щемила душу, заставляла ее летать и сопереживать героям сотен фильмов, ставших классикой мирового кинематографа.

"Профессионал", "Однажды в Америке", "Бесславные ублюдки", "Джанго освобожденный, "Хороший, плохой, злой", "Неприкасаемые"…

Всего Морриконе написал разную по стилям и жанрам музыку к 450 фильмам, за которую дважды был удостоен "Оскара" и множества других самых престижных наград в мире.

Композитор говорил, что когда он получает заказ на музыку к фильму, то сначала обсуждает с режиссером его замысел.

Потом, не ожидая вдохновения, он просто садился и работал, а музыка "приходила сама".

Эннио Морриконе не считал свои саундтреки исключительно коммерческим продуктом, а стремился передать через них то, что "невозможно донести до зрителя посредством видеоряда", отмечает ТАСС.

Помимо зарубежных режиссеров, сотрудничал он и с российскими: в 2004 году Морриконе написал музыку к фильму-катастрофе российского режиссера Владимира Хотиненко "72 метра".

Морриконе был известен и как режиссер: в последнее время он часто выступал с Чешским национальным симфоническим оркестром, много гастролировал, в том числе неоднократно давал концерты и в России.

Скончался композитор ранним утром 6 июля из-за осложнений после падения и перелома бедра.

Источник: https://www.vesti.ru

Смотрите видео:

Оцените статью
Добавить комментарий